Федеральный образовательный стандарт среднего общего образования.pdf

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
"Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования"
С изменениями и дополнениями от:
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской
Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г.
N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37,
ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения
федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 3, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5096), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.
Исполняющий
обязанности Министра
А. Фурсенко
Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 июня 2012 г.
Регистрационный N 24480
Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1645 в наименование внесены изменения
См. текст наименования в предыдущей редакции

Приложение

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г.
N 413)
С изменениями и дополнениями от:
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах

I. Общие положения
Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1645 в пункт 1 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной
образовательной программы среднего общего образования (далее - основной образовательной
программы)*(1).
Стандарт включает в себя требования:
к результатам освоения основной образовательной программы;
к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей
основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной
образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;
к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым,
материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям
реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении среднего
общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данного уровня общего образования для
продолжения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность,
профессиональной деятельности и успешной социализации.
Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1645 пункт 2 изложен в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную
программу, независимо от формы получения образования и формы обучения*(3).
Среднее общее образование может быть получено:
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной
форме);

вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования и
самообразования.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Срок получения среднего общего образования составляет два года, а для лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным
программам среднего общего образования, и для обучающихся, осваивающих основную образовательную
программу в очно-заочной или заочной формах, независимо от применяемых образовательных технологий,
увеличивается не более чем на один год.
См. Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных
программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования, направленные письмом Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. N 06-259
Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1645 в пункт 3 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции

3. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов
Российской Федерации и направлен на обеспечение:
формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
единства образовательного пространства Российской Федерации посредством установления единых
требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы;
сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа
Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями
и культурой многонационального народа России;
равных возможностей получения качественного среднего общего образования;
реализации бесплатного образования на ступени среднего общего образования в объеме основной
образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих
в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных
учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов,
в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность;
воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно
значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию
образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;
преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего, профессионального образования;
развития государственно-общественного управления в образовании;
формирования основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы,
деятельности педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
создания условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного
и экологически целесообразного образа жизни обучающихся;
государственных гарантий по соответствующему финансированию основной образовательной программы,
реализуемой через урочную и внеурочную деятельность.
Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1645 в пункт 4 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции

4. Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который
обеспечивает:
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей
образовательную деятельность;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических,
физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Стандарт является основой для:
разработки примерных основных образовательных программ среднего общего образования;
разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных
материалов;
организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность, реализующих основную образовательную программу, независимо от их организационноправовых форм и подчиненности;

разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основную образовательную программу,
формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области
образования;
проведения государственной итоговой и промежуточной аттестации обучающихся;
построения системы внутреннего мониторинга качества образования в организации, осуществляющей
образовательную деятельность;
организации деятельности работы методических служб;
аттестации педагогических работников;
организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников
образования.
5. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника
школы"):
любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества,
многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе
Отечества;
креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность
образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и
информационно-познавательную деятельность;
осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий
ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством;
уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания
и успешно взаимодействовать;
осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически
целесообразного образа жизни;
подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной
деятельности для человека и общества;
мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1578 в раздел II внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции

II. Требования к результатам освоения основной образовательной
программы
Пункт 6 изменен с 7 августа 2017 г. - Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2017 г. N 613
См. предыдущую редакцию

6. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной
программы:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых
установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное
мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные
планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные
учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в
познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к
построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения,
специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках
учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-

проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями, методами и приемами.
7. Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой
и ответственной деятельности;
Подпункт 6 изменен с 7 августа 2017 г. - Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2017 г. N 613
См. предыдущую редакцию

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с
другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта,
общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных
привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как
собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни.
7.1. Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы должны
отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей
коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании,
коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки; умение самостоятельно и
безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального
оборудования;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной
организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей;
3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных
бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
8. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать
позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение
навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом
гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
8.1. Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы должны
отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и
устной речи;
2) для обучающихся с расстройствами аутентического спектра:
способность планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического
работника и организующей помощи тьютора;
овладение умением определять наиболее эффективные способы достижения результата при
сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
овладение умением выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей
помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
овладение умением оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при
организующей помощи тьютора;
овладение умением адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;
овладение умением активного использования знаково-символических средств для представления
информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач
при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;
способность самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному
педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
способность самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации
в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из
различных источников.

9. Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных
предметов на базовом и углубленном уровнях.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на
базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и
общекультурной подготовки.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на
углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему
профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более
глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и
способов действий, присущих данному учебному предмету.
Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование
целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических
научных знаний и способов действий на метапредметной основе.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать
возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
9.1. Русский язык и литература
Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка как знаковой системы, лежащей в
основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной
идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе
при помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить:
сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства, способности
свободно общаться в различных формах и на разные темы;
включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного
отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации,
языку межнационального общения народов России;
4) описание особенностей учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
5) описание основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
6) планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках
урочной и внеурочной деятельности;
7) описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том
числе системы организационно-методического и ресурсного обеспечения учебно-исследовательской и
проектной деятельности обучающихся;
8) методику и инструментарий оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных
учебных действий.
Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1578 в пункт 18.2.2 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции

18.2.2. Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности должны
обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются
на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом программ,
включенных в ее структуру.
Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
3) тематическое планирование.
Пункт 18.2.3 изменен с 7 августа 2017 г. - Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2017 г. N 613
См. предыдущую редакцию

18.2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования
(далее - Программа) должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского
общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и
творчество, наука, образование, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и
направлена на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России,
принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и

будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению.
Программа должна обеспечивать:
достижение выпускниками личностных результатов освоения основной образовательной программы в
соответствии с требованиями Стандарта;
формирование уклада школьной жизни на основе базовых национальных ценностей российского
общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, в котором находится
организация, осуществляющая образовательную деятельность, а также потребности и индивидуальные
социальные инициативы обучающихся, особенности их социального взаимодействия вне школы,
характера профессиональных предпочтений.
Программа должна содержать:
1) цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания, социализации обучающихся при получении
среднего общего образования;
2) основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации;
3) содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
4) модель организации работы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации
обучающихся;
5) описание форм и методов организации социально значимой деятельности обучающихся;
6) описание основных технологий взаимодействия и сотрудничества субъектов воспитательного процесса
и социальных институтов;
7) описание методов и форм профессиональной ориентации в организации, осуществляющей
образовательную деятельность;
8) описание форм и методов формирования у обучающихся экологической культуры, культуры здорового
и безопасного образа жизни, включая мероприятия по обучению правилам безопасного поведения на
дорогах;
9) описание форм и методов повышения педагогической культуры родителей (законных представителей)
обучающихся;
10) планируемые результаты по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации
обучающихся, их профессиональной ориентации, формированию безопасного, здорового и экологически
целесообразного образа жизни, антикоррупционного мировоззрения;
11) критерии и показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную
деятельность по обеспечению воспитания и социализации обучающихся.
Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1645 в пункт 18.2.4 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции

18.2.4. Программа коррекционной работы (далее - Программа) должна быть направлена на создание
комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с учетом состояния их
здоровья и особенностей психофизического развития, коррекцию недостатков в физическом и (или)
психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, оказание им
помощи в освоении основной образовательной программы.
Программа должна носить комплексный характер и обеспечивать:
поддержку обучающихся с особыми образовательными потребностями, а также попавших в трудную
жизненную ситуацию;
выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов в единстве урочной и внеурочной деятельности, в совместной
педагогической работе специалистов системы общего и специального образования, семьи и других
институтов общества; интеграцию этой категории обучающихся в организации, осуществляющей
образовательную деятельность;
оказание в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии каждому
обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиду комплексной, индивидуально
ориентированной, с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития таких
обучающихся, психолого-медико-педагогической поддержки и сопровождения в условиях
образовательной деятельности;
создание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов, в том числе безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности,
соблюдение максимально допустимого уровня при использовании адаптированных образовательных

программ среднего общего образования, разрабатываемых организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, совместно с другими участниками образовательных отношений.
Программа должна содержать:
1) цели и задачи коррекционной работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в
том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами при получении среднего общего
образования;
2) перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий,
включающих использование индивидуальных методов обучения и воспитания; проведение
индивидуальных и групповых занятий под руководством специалистов;
3) систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с
особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов;
4) механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую
направленность работы учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики,
специальной психологии, медицинских работников;
5) планируемые результаты работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том
числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
18.3. Организационный раздел основной образовательной программы:
Пункт 18.3.1 изменен с 7 августа 2017 г. - Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2017 г. N 613
См. предыдущую редакцию
Решением Верховного
Суда
РФ
от
11
октября
2018 г.
N АКПИ18-873,
оставленным
без
изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 17 января 2019 г. N АПЛ18-596, пункт 18.3.1
настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству в части отсутствия указания на
государственные языки республик РФ как на обязательные предметные области и учебные предметы для формирования
учебных планов организаций, осуществляющих образовательную деятельность

18.3.1. Учебный план среднего общего образования (далее - учебный план) является одним из
основных механизмов, обеспечивающих достижение обучающимися результатов освоения основной
образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Основная образовательная программа может включать как один, так и несколько учебных планов, в том
числе учебные планы различных профилей обучения.
Учебные планы обеспечивают преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации,
возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и
родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество
занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
Учебный план определяет:
абзац пятый исключен;
См. текст абзаца пятого пункта 18.3.1

количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося - не менее 2170 часов и не более 2590 часов
(не более 37 часов в неделю).
Учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов: учебных предметов по
выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и
общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне.
Формирование учебных планов организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том
числе профилей обучения и индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществляется из числа
учебных предметов из следующих обязательных предметных областей:
"Предметная область "Русский язык и литература", включающая учебные предметы:
"Русский язык", "Литература" (базовый и углубленный уровни).
Предметная область "Родной язык и родная литература", включающая учебные предметы:
"Родной язык", "Родная литература" (базовый уровень и углубленный уровень).
Предметная область "Иностранные языки", включающая учебные предметы:
"Иностранный язык" (базовый и углубленный уровни);
"Второй иностранный язык" (базовый и углубленный уровни).
Предметная область "Общественные науки", включающая учебные предметы:
"История" (базовый и углубленный уровни);
"География" (базовый и углубленный уровни);
"Экономика" (базовый и углубленный уровни);
"Право" (базовый и углубленный уровни);
"Обществознание" (базовый уровень);
"Россия в мире" (базовый уровень).

Предметная область "Математика и информатика", включающая учебные предметы:
"Математика";
"Информатика" (базовый и углубленный уровни);
Предметная область "Естественные науки", включающая учебные предметы:
"Физика" (базовый и углубленный уровни);
"Химия" (базовый и углубленный уровни);
"Биология" (базовый и углубленный уровни);
"Астрономия" (базовый уровень);
"Естествознание" (базовый уровень).
Предметная область "Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности",
включающая учебные предметы:
"Физическая культура" (базовый уровень);
"Экология" (базовый уровень);
"Основы безопасности жизнедеятельности" (базовый уровень).
В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору
обучающихся, предлагаемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность (например,
"Искусство", "Психология", "Технология", "Дизайн", "История родного края", "Экология моего края") в
соответствии со спецификой и возможностями организации, осуществляющей образовательную
деятельность.
Учебные планы определяют состав и объем учебных предметов, курсов, а также их распределение по
классам (годам) обучения.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность:
предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих
учебные предметы из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), в том
числе интегрированные учебные предметы "Естествознание", "Обществознание", "Россия в мире",
"Экология", дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся;
обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения (естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный), при наличии
необходимых условий профессионального обучения для выполнения определенного вида трудовой
деятельности (профессии) в сфере технического и обслуживающего труда.
Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 11 (12)
учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой
предметной области, определенной настоящим Стандартом, в том числе общими для включения во все
учебные планы являются учебные предметы "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык",
"Математика", "История" (или "Россия в мире"), "Физическая культура", "Основы безопасности
жизнедеятельности", "Астрономия".
При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3(4)
учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной
области и (или) смежной с ней предметной области.
В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых)
проекта(ов).
Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1645 в пункт 18.3.2 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции

18.3.2. План внеурочной деятельности.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа
предусматривает внеурочную деятельность.
План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной
образовательной программы.
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем
внеурочной деятельности обучающихся при получении среднего общего образования (до 700 часов за два
года обучения).
Организация, осуществляющая образовательную деятельность самостоятельно разрабатывает и
утверждает план внеурочной деятельности.
Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1645 в пункт 18.3.3 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции

18.3.3. Система условий реализации основной образовательной программы (далее - система условий)
должна разрабатываться на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивать достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Система условий должна учитывать организационную структуру организации, осуществляющей
образовательную деятельность, а также ее взаимодействие с другими субъектами образовательной
политики.
Система условий должна содержать:
описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материальнотехнических, информационно-методических;
обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с основной образовательной
программой среднего общего образования;
механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;
сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;
контроль за состоянием системы условий.

IV. Требования к условиям реализации основной образовательной
программы
19. Требования к условиям реализации основной образовательной программы характеризуют кадровые,
финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы.
Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1645 в пункт 20 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции

20. Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды как
совокупности условий:
обеспечивающих достижение целей среднего общего образования, его высокое качество, доступность и
открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, воспитание и
социализацию обучающихся;
гарантирующих сохранение и укрепление физического, психологического здоровья и социального
благополучия обучающихся;
преемственных по отношению к основному общему образованию и соответствующих специфике
образовательной деятельности при получении среднего общего образования, а также возрастным
психофизическим особенностям развития обучающихся.
Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1645 в пункт 21 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции

21. Условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать для участников
образовательных отношений возможность:
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с
учебными планами и планами внеурочной деятельности всеми обучающимися, в том числе одаренными
детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
развития личности, ее способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и
потребностей, самореализации обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности,
социальной практики, общественно полезной деятельности, через систему творческих, научных и
трудовых объединений, кружков, клубов, секций, студий на основе взаимодействия с другими
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также организациями культуры,
спорта, здравоохранения, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности
жизнедеятельности;
осознанного выбора обучающимися будущей профессии, дальнейшего успешного образования и
профессиональной деятельности;
работы с одаренными обучающимися, организации их развития в различных областях образовательной,
творческой деятельности;
формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, социальных ценностей, социальнопрофессиональных ориентаций, готовности к защите Отечества, службе в Вооруженных силах Российской
Федерации;
самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и эффективной
самостоятельной работы по реализации индивидуальных учебных планов в сотрудничестве с педагогами
и сверстниками;
выполнения индивидуального проекта всеми обучающимися в рамках учебного времени, специально
отведенного учебным планом;
участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и
общественности в проектировании основной образовательной программы, в создании условий для ее
реализации, а также образовательной среды и школьного уклада;
использования сетевого взаимодействия;

участия обучающихся в процессах преобразования социальной среды населенного пункта, разработки и
реализации социальных проектов и программ;
развития у обучающихся опыта самостоятельной и творческой деятельности: образовательной, учебноисследовательской и проектной, социальной, информационно-исследовательской, художественной и др.;
развития опыта общественной деятельности, решения моральных дилемм и осуществления нравственного
выбора;
формирования у обучающихся основ экологического мышления, развития опыта природоохранной
деятельности, безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий;
обновления содержания основной образовательной программы, методик и технологий ее реализации в
соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей
(законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации;
эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и
руководящих работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышения их
профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности;
эффективного управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность с
использованием
информационно-коммуникационных
технологий,
современных
механизмов
финансирования.
Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1578 в пункт 22 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции

22. Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы включают:
укомплектованность организации, осуществляющей образовательную деятельность педагогическими,
руководящими и иными работниками;
уровень квалификации педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей
образовательную деятельность;
непрерывность профессионального развития педагогических и руководящих работников организации,
осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную
программу, должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами. Уровень квалификации
работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную
образовательную программу, для каждой занимаемой должности должен соответствовать
квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Соответствие уровня квалификации работников организации, осуществляющей образовательную
деятельность, реализующей основную образовательную программу, требованиям, предъявляемым к
квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям,
устанавливается при их аттестации.
Квалификация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
должна отражать:
компетентность в соответствующих предметных областях знания и методах обучения;
сформированность гуманистической позиции, позитивной направленности на педагогическую
деятельность;
общую культуру, определяющую характер и стиль педагогической деятельности, влияющую на
успешность педагогического общения и позицию педагога;
самоорганизованность, эмоциональную устойчивость.
У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу, должны быть
сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта
и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной
программы, в том числе умения:
обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования
обучающихся;
осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационнопоисковых технологий;
разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы,
выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные
источники информации, в том числе интернет-ресурсы;
выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных
потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе
потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов);

организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся,
выполнение ими индивидуального проекта;
реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями
Стандарта, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного
мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебнопрактические
и
учебно-познавательные
задачи;
использование
стандартизированных
и
нестандартизированных работ; проведение интерпретации результатов достижений обучающихся;
использовать возможности ИКТ, работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами,
электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
Непрерывность профессионального развития работников организации, осуществляющей образовательную
деятельность, реализующей основную образовательную программу среднего общего образования, должна
обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных программ по профилю
педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
В организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующем основную
образовательную программу, должны быть созданы условия для:
реализации электронного обучения, применения дистанционных образовательных технологий, а также
сетевого взаимодействия с организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
обеспечивающими возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов;
оказания постоянной научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогических
работников по вопросам реализации основной образовательной программы, использования
инновационного опыта других организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
стимулирования непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их
методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных
педагогических технологий;
повышения эффективности и качества педагогического труда;
выявления, развития и использования потенциальных возможностей педагогических работников;
осуществления мониторинга результатов педагогического труда;
выявления, развития и использования потенциальных возможностей педагогических работников;
осуществления мониторинга результатов педагогического труда.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность и реализующая адаптированную основную
образовательную программу, должна быть укомплектована педагогическими работниками, владеющими
специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1645 в пункт 23 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции

23. Финансовые условия реализации основной образовательной программы должны:
обеспечивать государственные гарантии прав граждан на получение бесплатного общедоступного
среднего общего образования;
обеспечивать организации, осуществляющей образовательную деятельность, возможность исполнения
требований Стандарта;
обеспечивать реализацию обязательной части основной образовательной программы и части,
формируемой участниками образовательных отношений, включая выполнение индивидуальных проектов
и внеурочную деятельность;
отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной образовательной
программы, а также механизм их формирования.
Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в
соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации", нормативные затраты на оказание государственной или
муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому виду и направленности (профилю)
образовательных программ с учетом форм обучения, сетевой формы реализации образовательных
программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования
педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья
обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных названным Федеральным законом особенностей
организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся) в
расчете на одного обучающегося*(4).
24. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы должны
обеспечивать:

1) возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к предметным,
метапредметным и личностным результатам освоения основной образовательной программы;
Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1645 в подпункт 2 внесены изменения
См. текст подпункта в предыдущей редакции

2) соблюдение:
санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности (требования к водоснабжению,
канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму, размещению и архитектурным особенностям
здания организации, осуществляющей образовательную деятельность, его территории, отдельным
помещениям, средствам обучения, учебному оборудованию);
требований к санитарно-бытовым условиям (оборудование гардеробов, санузлов, мест личной гигиены);
требований к социально-бытовым условиям (оборудование в учебных кабинетах и лабораториях рабочих
мест учителя и каждого обучающегося; учительской с рабочей зоной и местами для отдыха; комнат
психологической разгрузки; административных кабинетов (помещений); помещений для питания
обучающихся, хранения и приготовления пищи, а также, при необходимости, транспортное обеспечение
обслуживания обучающихся);
строительных норм и правил;
требований пожарной безопасности и электробезопасности;
требований охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников организаций, осуществляющих
образовательную деятельность;
требований к транспортному обслуживанию обучающихся;
требований к организации безопасной эксплуатации улично-дорожной сети и технических средств,
организации дорожного движения в местах расположения общеобразовательных организаций;
требований к организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и
оборудования, используемого в общеобразовательных организациях;
установленных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
См. Рекомендации по безопасности эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений общеобразовательных
организаций, спортивного оборудования и инвентаря при организации и проведении физкультурно-оздоровительных и
спортивно-массовых мероприятий с обучающимися, направленные письмом Минобрнауки России от 18 октября 2013 г.
N ВК-710/09
Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1645 в подпункт 3 внесены изменения
См. текст подпункта в предыдущей редакции

3) архитектурную доступность (возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры организации,
осуществляющей образовательную деятельность).
Здание организации, осуществляющей образовательную деятельность, набор и размещение помещений
для осуществления образовательной деятельности, активной деятельности, отдыха, питания и
медицинского обслуживания обучающихся, их площадь, освещенность и воздушно-тепловой режим,
расположение и размеры рабочих, учебных зон и зон для индивидуальных занятий должны
соответствовать государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и обеспечивать
возможность безопасной и комфортной организации всех видов урочной и внеурочной деятельности для
всех участников образовательных отношений.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по реализации основной образовательной
программе#, должно обеспечить необходимые для образовательной деятельности обучающихся (в том
числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, а также одаренных детей),
административной и хозяйственной деятельности:
учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических
работников;
помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и
техническим творчеством (лаборатории и мастерские), музыкой и изобразительным искусством, а также
другими учебными курсами и курсами внеурочной деятельности по выбору обучающихся;
цеха и мастерские в соответствии с профилями обучения, обеспечивающие условия труда в соответствии
с санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших
18-летнего возраста*(13);
информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и
книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;
актовые, спортивные и хореографические залы, спортивные сооружения (комплексы, залы, бассейны,
стадионы, спортивные площадки, тиры, оснащенные игровым, спортивным оборудованием и инвентарем),
автогородки;

помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающие
возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков, отвечающие
санитарно-эпидемиологическим
требованиям
к
организации
питания
обучающихся
в
общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях*(14);
помещения медицинского назначения, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям к
организациям, осуществляющим медицинскую деятельность*(15);
административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для
организации учебной деятельности с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями
здоровья;
гардеробы, санузлы, места личной гигиены;
участок (территорию) с необходимым набором оборудованных зон;
полные комплекты технического оснащения и оборудования, включая расходные материалы,
обеспечивающие изучение учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности в соответствии
с учебными планами и планами внеурочной деятельности;
мебель, офисное оснащение и хозяйственный инвентарь.
Материально-техническое оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать возможность:
реализации индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществления самостоятельной
познавательной деятельности обучающихся;
включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения
наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования
цифрового (электронного) и традиционного измерения, виртуальных лабораторий, вещественных и
виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественно-научных объектов
и явлений;
художественного творчества с использованием современных инструментов и технологий, реализации
художественно-оформительских и издательских проектов;
создания материальных и информационных объектов с использованием ручных инструментов и
электроинструментов, применяемых в избранных для изучения распространенных технологиях
(индустриальных,
сельскохозяйственных,
технологий
ведения
дома,
информационных
и
коммуникационных технологиях);
развития личного опыта применения универсальных учебных действий в экологически ориентированной
социальной деятельности, экологического мышления и экологической культуры;
проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с
использованием конструкторов, управления объектами; программирования;
наблюдения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт,
спутниковых изображений;
физического развития, систематических занятий физической культурой и спортом, участия в
физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;
исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных
народных и современных инструментов и цифровых технологий;
занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также
компьютерных технологий;
размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности
обучающихся в информационно-образовательной среде организации, осуществляющей образовательную
деятельность;
проектирования и организации индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с
использованием ИКТ; планирование образовательной деятельности, фиксирования её реализации в целом
и на отдельных этапах; выявления и фиксирования динамики промежуточных и итоговых результатов;
обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и
художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной
технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов,
результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся,
группового просмотра кино- и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных
представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедийным сопровождением;
выпуска школьных печатных изданий, работы школьного сайта;
организации качественного горячего питания, медицинского обслуживания и отдыха обучающихся и
педагогических работников.
Все указанные виды деятельности должны быть обеспечены расходными материалами.

Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1645 в пункт 25 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции

25. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы должны
обеспечивать:
преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности при получении среднего
общего образования;
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и
административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных
отношений (сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся; формирование ценности
здоровья и безопасного образа жизни; развитие экологической культуры; дифференциация и
индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и
поддержка одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями; психологопедагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и
ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование
коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских
объединений, ученического самоуправления);
диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой,
уровень класса, уровень организации);
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений
(профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа,
просвещение, экспертиза).
Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1645 в пункт 26 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции

26. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы должны
обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.
Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность,
включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные
ресурсы; совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное информационное оборудование,
коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение
в современной информационно-образовательной среде.
Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность,
должна обеспечивать:
информационно-методическую поддержку образовательной деятельности;
планирование образовательной деятельности и её ресурсного обеспечения;
проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности;
мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности;
мониторинг здоровья обучающихся;
современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления
информации;
дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений (обучающихся, их
родителей (законных представителей), педагогических работников, органов, осуществляющих управление
в сфере образования, общественности), в том числе с применением дистанционных образовательных
технологий;
дистанционное взаимодействие организации, осуществляющей образовательную деятельность с другими
образовательными организациями, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами
занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность
работников организации, осуществляющей образовательную деятельность в решении профессиональных
задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки
применения ИКТ является функцией учредителя организации, осуществляющей образовательную
деятельность.
Функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству
Российской Федерации.
Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1645 в пункт 27 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции

27. Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной
программы включает характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала,

учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта,
внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на создание широкого,
постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательных отношений к любой
информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых
результатов, организацией образовательной деятельности и условиями её осуществления.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы
должно включать:
информационную поддержку деятельности обучающихся и педагогических работников на основе
современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение
электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к
электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);
укомплектованность учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным
предметам основной образовательной программы среднего общего образования на определенных
учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и
воспитания. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется
исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы
учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную
часть учебного плана основной образовательной программы среднего общего образования;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для
освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету,
входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной
образовательной программы среднего общего образования.
Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и
современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу;
издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам
безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание
словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.
______________________________

*(1) Пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326;
N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22,
ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263).
*(2) Исключена.
См. текст сноски *(2)

*(3) С учетом положений части 2 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53,
ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562,
ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263).
(4) С учетом положений части 2 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53,
ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562,
ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263)";
*(5) Исключена.
См. текст сноски *(5)

*(6) Исключена.
См. текст сноски *(6)

*(7) Исключена.
См. текст сноски *(7)

*(8) Статья 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; 2009, N 1, ст. 18; 2010, N 19, ст. 2291).
*(9) Исключена.
См. текст сноски *(9)

*(10) Исключена.
См. текст сноски *(10)

*(11) Исключена.
См. текст сноски *(11)

*(12) Исключена.
См. текст сноски *(12)

*(13) Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.6.2553-09 "Санитарноэпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего
возраста", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30 сентября 2009 г. N 58 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
5 ноября 2009 г., регистрационный N 15172. Российская газета, 2009, N 217).
*(14) Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарноэпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных
учреждениях,
учреждениях
начального
и
среднего
профессионального
образования",
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
23 июля 2008 г. N 45 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 7 августа 2008 г.,
регистрационный N 12085. Российская газета, 2008, N 174).
*(15) Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность",
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
18 мая 2010 г. N 58 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 9 августа 2010 г.,
регистрационный N 18094. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти,
2010, N 36).

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».