Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 104 «Классическая гимназия»
Утверждено:
Согласовано:
Приказ №65/4-О от 28 августа 2021 г.
Заместитель директора по учебной и научнометодической работе МАОУ Гимназия № 104
Т.Ю. Ляпунова
28 августа 2021 г.
Директор МАОУ Гимназия № 104
Т.М. Галимова
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Клуб любителей авторской песни»
Направленность программы:
художественная
Возраст обучающихся: 14 - 18 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Рукосуева Ирина Альбертовна,
Педагог ДО,
высшая категория
Екатеринбург, 2021
1
Содержание
Пояснительная записка .............................................................................................................
Виды учебных занятий и учебных работ: .............................................................................. 5
Учебный план ............................................................................................................................ 6
Содержание .............................................................................................................................. 6
Календарный учебный график ............................................................................................... 11
Планируемые результаты ..................................................................................................... 11
Информационно-методическое
обеспечение.
Учебно-методическое
обеспечение
реализации программы внеурочной деятельности……………………………………………..13
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Клуб
любителей авторской песни» разработана для обучающихся среднего и старшего
школьного возраста с целью обеспечения адаптации детей к жизни в обществе,
профессиональной ориентации, а также выявления и поддержку детей, проявивших
выдающиеся способности. Дополнительная общеобразовательная программа учитывает
возрастные и индивидуальные особенности детей.
К освоению дополнительной общеобразовательной программы допускаются любые
лица без предъявления требований к уровню образования.
Программа «Клуб любителей авторской песни» является компилятивной. Она составлена
на основе программ: программы Л.Л.Алексеевой «Театр песни», Москва, Просвещение»,
2009; В.В,Березкина "Обучение игре на шестиструнной гитаре", 2016.
Рабочая программа дополнительного Программа разработана в соответствии с:
- требованиями ФГОС основного общего и среднего (полного) общего образования;
- санитарно-эпидемиологических требованиями к условиям и организации обучения в ОУ
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 г. № 189);
- годовым учебным планом МАОУ Гимназия № 104 «Классическая гимназия»;
- годовым календарным графиком;
- основной образовательной программой МАОУ Гимназия № 104 «Классическая
гимназия»;
Назначение и актуальность программы
Внеурочная художественно-эстетическая деятельность – неотъемлемая часть
образовательного процесса в школе согласно требованиям к содержанию образования на
основе ФГОС. Для нее в образовательном процессе школы есть все необходимые условия
и возможности. Почти все направления развития личности ребенка, заявленные как цели
внеурочной части учебной образовательной программы ФГОС, имеют прямое отношение
к художественно-эстетическому творчеству.
Основной задачей нравственного развития и воспитания обучающихся является
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в
учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на
основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования,
самовоспитания. Огромную важность в непрерывном образовании приобретает
воспитание у обучающихся ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Музыкально-поэтическое творчество является составной частью народного
искусства, музыка и поэзия развивались и развиваются в основном независимо друг от
друга, однако между ними существует неразрывная связь. Изучение и сохранение
музыкально-поэтического наследия засуживает особого внимания.
Курс «Клуб любителей авторской песни» и параллельное обучение игре на гитаре
является составной частью общего музыкально-поэтического воспитания учащихся.
Учитывая сложность освоения гитары, как музыкального инструмента, программа
составлена по принципу от простого к сложному, давая возможность постепенно
овладевать навыками игры. В зависимости от индивидуальных особенностей,
обучающиеся могут освоить только часть программы, этого будет достаточно для
исполнения песен и романсов с использованием простейших аккордов. Программа
предполагает обучение в песенном жанре, с основной ориентацией на схемное построение
аккордов. Такой подход позволяет сделать обучение более массовым и доступным.
Программа ориентирована на слуховое восприятие материала, что способствует развитию
у обучающихся музыкального слуха и голоса.
Современные школьники практически не знакомы с русской народной песней и
романсами, с творчеством авторов, еще несколько лет назад достаточно широко
известных и популярных, песни В.Высоцкого, Б.Окуджавы, А.Розенбаума, Ю.Визбора и
др. редко исполняются по радио и телевизору, уходят в небытие. Попытка объединить
любимые детьми песни популярных групп и уже неизвестных для них бардов - задача
«Клуб любителей авторской песни», ведь хорошая песня не стареет, нужно только
донести ее до слушателя.
Возрастные группы обучающихся
Кружок посещается детьми 7 -11 классов на добровольной основе. В начале
учебного года учащиеся записываются на посещение кружка. На параллелях 7-9 классов и
10 -11 классов набирается по две группы учащихся в количестве 10-15 человек желающих,
без специального отбора по способностям.
Продолжительность одного занятия
Программа рассчитана на 2 года обучения, 37 недель в году без учета каникул.
Продолжительность занятий на 1 году обучения 2 часа в неделю, на 2 году – 2 часа.
Занятия проходят 1 раз в неделю по (45+45) часа подряд и начинаются с сентября
месяца по май.
Программа рассчитана на 148 часов, 2 часа в неделю и является двухуровневой:
- 74 часа (2 часа в неделю) для школьников 7-9 классов (средняя группа),
- 74 часа (2 часа в неделю) для школьников 10-11 классов (старшая группа).
Язык преподавания – русский.
Цель и задачи реализации программы
Цель программы –обеспечение обучения, воспитания, развития детей; воспитание
нравственных и моральных качеств человека, становление его ценностных ориентиров,
развитие личности подростка посредством музыкального искусства.
Задачами программы являются:
- формирование свободной, активной, целенаправленной личности, культурно
развитой, способной к самовыражению, общению, умению действовать в различных
жизненных ситуациях.
- формирование чувства патриотизма;
- формирование эстетического вкуса при выборе музыкального материала;
- знакомство учащихся с достижениями мировой культуры, российскими
традициями музыкальной культуры;
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного
развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья ребенка;
- показать обучающимся уникальность и самобытность российского искусства
песни;
- способствовать реализации духовно-творческого потенциала учащихся при
певческом воплощении чувств и мыслей;
- познакомить учащихся с творчеством поэтов-бардов, а также с лучшими образцами
советской песни;
- научить простейшему гитарному аккомпанементу.
Виды занятий и учебных работ
Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими
принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее
обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и
активности, доступности, прочности, наглядности.
Программа включает в себя теоретические и практические занятия:
Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
4
- педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного
процесса:
- педагогика сотрудничества;
- педагогические технологии на основе эффективности управления и организации
образовательного процесса:
групповые технологии;
технологии индивидуального обучения;
Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы:
теоретические и практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные), а
также показательные выступления на всевозможных праздниках и конкурсах.
На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические
обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и
передового опыта в области музыкального искусства и жизни в целом.
На практических занятиях работа клуба включает в себя:
- репетиционную индивидуальную и групповую деятельность;
- разбор художественного содержания текстов песен,
- подбор и подготовка музыкальных номеров: песен, романсов;
- выступления перед сверстниками с исполнением песенных номеров или номеров,
включенных в литературно-музыкальные композиции;
- совместное посещение концертов.
Итоговыми занятиями являются:
- отдельные номера, подготовленные к праздничным датам или конкурсам,
- концерты по заявкам учителей литературы,
- литературно-музыкальные композиции и музыкальные спектакли.
Кроме того, формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы можно считать участие учащихся в фестивалях, конкурсах районного и
городского уровня.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
N
Содержание программы
Всего часов
Теория
Практика
п\п
1.
Вводное занятие, заключительное занятие
4
4
-
2.
Основы музыкальной грамоты
4
4
-
3.
Развитие навыков пения
4
-
4
4.
Основные приемы игры на гитаре
8
-
8
5-6.
Работа над песнями и литературномузыкальными композициями
44
4
40
7.
Посещение спектаклей, участие в
конкурсах
10
-
10
74
12
62
Итого:
5
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
N п\п Содержание работы
Общее
количество
часов
Теория
Практика
1.
Вводное занятие,
заключительное занятие
4
4
-
2.
Основные приемы игры
на гитаре
12
-
12
3.
Развитие навыков пения
4
-
4
44
4
40
10
-
10
8
66
4-5. Работа над песнями и
литературно-музыкальными
композициями
6.
Посещение спектаклей,
участие в конкурсах
Итого:
74
Деление на теоретически и практические занятия довольно условно, т.к. на теоретических
занятиях подростки в первую очередь размышляют о проблемах искусства пения,
сценическом воплощении песни. Практические занятия - это исполнение песен,
отработка навыков игры на 6-струнной гитаре.
Содержание программы
Содержание курса 1 года обучения:
1.
Вводное занятие, заключительное занятие
решение организационных вопросов;
подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого
воспитанника;
2.
Основы музыкальной грамоты
Знакомство с музыкальной терминологией. Сведения о звуке (длительности нот, паузы,
регистры, октавы); - знаки альтерации; - нотный стан, скрипичный ключ, звукоряд; простые размеры, ритм; - однооктавные гаммы С-dur, A-moll.(построение); - основные
группы темпов: медленные, умеренные, быстрые.
Простейшие приемы игры на гитаре - посадка, постановка, устройство гитары, знакомство
с грифом, строй инструмента.
3. Развитие навыков пения
Правильное дыхание, дикция, чувство ритма. Выбор тональности.
Примеры исполнения песен и романсов под гитару. Исполнение песен по выбору
учащихся. Основы песенного искусства.
6
4. Основные приемы игры на гитаре
Простейшие аккорды и их применение. Правила взятия простейших аккордов.
Положение рук, варианты аппликатуры. Упражнения для правой руки с применением
аккордов, переходы с аккорда на аккорд. Варианты простейших мелодий из 2-3 аккордов
5. Работа над исполнением песен, романсов. Репетиционные занятия
6. Работа над подготовкой литературно-музыкальных композиций - репетиционные
занятия
1 этап – Ознакомительный
Цели:
1.
Ознакомить детей с содержанием композиции
2.
Обсудить содержание песен.
3.
Распределить роли между детьми
2 этап - Репетиционный
Цели:
1.
Научить детей репетировать композицию по частям (по песням)
2.
Развивать навыки слаженной работы, отрабатывать ансамблевое звучание гитар.
3 этап - Завершающий
Цели:
1.
Научить детей соединять литературно-музыкальную композицию воедино.
2.
Научить детей чувствовать ритм литературно-музыкальной композиции
3.
Воспитывать дисциплину в процессе подготовки литературно-музыкальной
композиции к демонстрации.
4.
Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей
4 этап - Генеральная репетиция
Цель: Выверить временные характеристики литературно-музыкальной композиции,
художественно ее отредактировать.
5 этап - Показ литературно-музыкальной композиции зрителям.
Учебно-тематическое планирование для 1 года обучения
№п/п
Тема
1. Вводный инструктаж по ОТ.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Вводное занятие Обзорная беседа о значении гитары.
История гитары, устройство гитары.
2. Основы музыкальной грамоты
Знакомство с музыкальной терминологией. Сведения о
звуке
Правила взятия простейших аккордов. Положение рук,
варианты аппликатуры. Упражнения для правой руки с
применением аккордов, переходы с аккорда на аккорд.
Простейшие приемы переборов и боя.
3. Развитие навыков пения
Правильное дыхание, дикция, чувство ритма. Выбор
тональности.
Примеры исполнения песен и романсов под гитару.
Исполнение песен по выбору учащихся. Основы песенного
искусства.
4.
Основные приемы игры на гитаре
Простейшие аккорды и их применение. Правила взятия
простейших аккордов.
Положение рук, варианты аппликатуры. Упражнения для
Количест
во часов
теории
Количеств
о часов
практики
2
-
4
2
-
2
-
4
2
2
8
2
2
7
правой руки с применением аккордов, переходы с аккорда
на аккорд
9. Варианты простейших мелодий из 2-3 аккордов
10. Варианты простейших мелодий из 2-3 аккордов
5-6. Работа над песнями и литературно-музыкальными
композициями
11. Работа над песнями и литературно-музыкальными
композициями:
1. Исполнение песен А. Дольского ,Л.Сергеева , Ю.Кукина
и Б.Окуджавы, В.Высоцкого
2. Литературно-музыкальная композиция ко Дню Учителя;
3. Песни к спектаклю «Потому что выживания
недостаточно».
4. Литературно-музыкальная композиция к дню Победы
5. Праздник «Последний звонок» 9 кл
Всего 74 часа, из них
4
2
2
40
4
50
12
66
Содержание курса 2 года обучения:
1.
Вводное занятие, заключительное занятие
решение организационных вопросов;
подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого
воспитанника;
2.
Основные приемы игры на гитаре
Гармония и аккорды. Взаимное соответствие мелодии и аккордов, применение аккордов
с учетом их соответствия мелодии.
Полные аккорды и их применение. Правила взятия полных аккордов, варианты
аппликатуры. Упражнения для правой руки с полными аккордами.
Наиболее часто встречающиеся чередования аккордов, транспонирование, модуляция.
Аккорды с применением «баррэ». Принцип применения приема «баррэ», правила взятия
аккордов. Варианты аппликатуры для правой руки с новыми аккордами.
3. Развитие навыков пения
Тональность, транспонирование, модуляция. Выбор тональности, подходящей для
конкретного диапазона голоса ученика. Использование более простых тональностей (Em,
Am). Использование тональностей (C, G, Hm, Fm и др.) Правильное дыхание, дикция,
чувство ритма. Примеры исполнения песен и романсов под гитару. Исполнение песен по
выбору учащихся. Исполнение песен А.Дольского, А.Розенбаума, В.Высоцкого.
Исполнение романсов и песен советских композиторов. Подбор песен.
4 Работа над исполнением песен, романсов.
Исполнение песен в разных тональностях. Правильность выбора тональности с учетом
диапазона голоса. Отработка приемов игры на гитаре, в процессе исполнения песен и
романсов. Примеры исполнения песен и романсов под гитару. Музыкально-поэтическое
наследие. Роль музыкально-поэтического наследия в развитии общества. Рассказы о
композиторах и поэтах. Романсы, песни российских композиторов, песни бардов.
Подбор репертуара с учетом мнения обучающихся, а также по содержанию и
мелодичности.
5. Работа над подготовкой литературно-музыкальных композиций - участие в
школьных и районных конкурсах авторской песни. Участие в спектаклях
литературно-музыкальной студии «Дом хрустальный»
1 этап – Ознакомительный
Цели:
4.
Ознакомить детей с содержанием композиции
5.
Обсудить содержание песен.
6.
Распределить роли между детьми
8
2 этап - Репетиционный
Цели:
3.
Научить детей репетировать композицию по частям (по песням)
4.
Развивать навыки слаженной работы, отрабатывать ансамблевое звучание гитар.
3 этап - Завершающий
Цели:
Научить детей соединять литературно-музыкальную композицию воедино.
Научить детей чувствовать ритм литературно-музыкальной композиции
Воспитывать дисциплину в процессе подготовки литературно-музыкальной
композиции к демонстрации.
Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей
4 этап - Генеральная репетиция
Цель: Выверить временные характеристики литературно-музыкальной композиции,
художественно ее отредактировать.
5 этап - Показ литературно-музыкальной композиции зрителям.
6 . Просмотрово-информационный
Просмотр спектаклей и концертов и их обсуждение.
Учебно-тематическое планирование для 2 года обучения
№п/п
Тема
1.
Вводное занятие
2.
Основные приемы игры на гитаре
Количес
тво
часов
теории
Количеств
о часов
практики
4
-
-
12
2. Полные аккорды и их применение.
2
Правила взятия полных аккордов, варианты аппликатуры
3. Упражнения для правой руки с полными аккордами.
4. Упражнения для правой руки с полными аккордами.
5. Отработка приемов, в процессе исполнения песен и
романсов.
2
2
2
6. Аккорды с применением «баррэ».
7. Наиболее часто встречающиеся чередования аккордов,
2
2
транспонирование, модуляция.
3. Развитие навыков пения
8 Тональность, транспонирование, модуляция. Выбор
тональности, подходящей для конкретного диапазона
голоса ученика, Использование более простых тональностей
(Em, Am).
Исполнение песен по выбору учащихся. Правильное
4.
дыхание, дикция, чувство ритма. Подбор песен.
Работа над песнями и литературно-музыкальными
5.
композициями:
1. Исполнение песен Б. Окуджава, А.Розенбаума ,
В.Высоцкого.. Романсы, песни российских композиторов,
песни бардов.
2. Литературно-музыкальная композиция ко Дню Учителя;
3. Песни к спектаклю «Потому что выживания
недостаточно» .
4
2
2
4
50
9
4. Литературно-музыкальная композиция к дню Победы
5. Участие в районных и городских конкурсах
10. Литературно-музыкальная композиция «Последний
звонок» 11 кл.
Всего 74 часа, из них
8
66
Календарный учебный график
Учебный
период
I триместр
II триместр
III триместр
Дата
начало
01.09.2020
01.12.2020
01.03.2021
окончание
30.11.2020
28.02.2021
31.05.2021
Итого в учебном году:
Продолжительность
количество учебных
недель
13
11
13
37
1.
Форма аттестации не предусмотрена. После освоения программы документ
об образовании – не выдается.
2.
Оценочные материалы.
Программа предполагает выход за пределы аудитории (участие в планируемых
школой делах и мероприятиях: оформление декораций к спектаклям, участие в районных
и городских конкурсах, посещение спектаклей, выход в Интернет);
Программа предполагает создание «портфолио», куда входят грамоты и дипломы,
полученные учащимися .
3.
Планируемые результаты
Программа ориентирована на три уровня: 1- приобретение социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни; 2 – формирование позитивного
отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом; 3 –
приобретение опыта самостоятельного социального действия;
Личностные результаты:
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других
людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- отработка навыков групповой работы;
- формирование позитивного отношения к себе как к представителю общества в
целом, с опорой на достижения науки, искусства и культуры;
– понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей
для обеспечения более полного раскрытия задатков и способностей в дальнейшей учебной
деятельности, активном самоутверждении в различных группах;
– ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания
особенностей современной жизни, ее требований к каждому человеку;
– ценность собственного психофизического и социального здоровья и
необходимость его постоянного укрепления и сохранения;
– осознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными
группами и индивидами;
– ценность овладения этическими нормами, регулирующими мужское и женское
поведение в типичных жизненных ситуациях.
– формирование умения анализировать эмоциональные состояния других людей и
строить на основе этого анализа своё общение.
10
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и
коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с
технологией, литературой, окружающим миром и т.д.
Познавательные УУД:
- овладение умением извлекать первичную информацию;
- формирование умения переводить полученную информацию в художественные
образы;
овладение умением выделять главное и существенное в предложенной
информации;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего коллектива;
- самостоятельно выполнять творческие задания.
Регулятивные УУД:
формирование умения выстраивать в хронологическом порядке шаги по
разрешению поставленной проблемы и работать по предложенному учителем плану;
овладение умением осуществлять текущий и итоговый контроль своей
деятельности
- саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию
(выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения работать в парах и группах на паритетных условиях;
- создание коллектива единомышленников;
- овладение умением выстраивать речевые высказывания в соответствии с
поставленной задачей и нормами языка;
- создание комфортных условий для творческой деятельности обучающихся,
- развитие самостоятельности и достижение социализации учащихся в дальнейшей
«взрослой» жизни через систему гимназических праздников, литературных кафе, участия
в районных и городских мероприятиях.
.
Предметные результаты
- сформированность первоначальных представлений об музыкальной культуре и
музыкальной грамотности, выразительных средствах гитарного исполнени.
- ознакомление учащихся с ролью музыкально-поэтического наследия в развитии
общества;
-- первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой гитарной музыкой:
романсы, песни профессиональных композиторов и бардов;
- представление об авторской песне, ее особенностях, известных авторах и
исполнителях.
- роль музыкально-поэтического наследия в развитии общества.
- романсы, песни российских композиторов, песни бардов.
- постепенное овладение навыками игры на шестиструнной гитаре, в зависимости от
индивидуальных особенностей обучающихся.
- развитие у обучающихся музыкального слуха и голоса.
В результате обучения по программе учащиеся должны
знать:
o особенности авторской песни, известных авторов и исполнителей.
o роль музыкально-поэтического наследия в развитии общества.
o романсы, песни российских композиторов, песни бардов.
уметь:
11
o постепенно овладевать навыками игры на шестиструнной гитаре, в зависимости от
индивидуальных особенностей обучающихся.
o развивать музыкальный слух и голос;
o слушать и слышать партнера;
o активно участвовать в репетиционной работе
o осуществлять навык творческого студийного коллективизма;
Учебный курс открывает широкие возможности и в плане творческого развития
учащихся, поскольку содержит большое количество практических занятий,
ориентированных на открытие природного певческого начала каждого подростка.
Программа рассчитана на учащихся 7 - 11 классов (подростков 13-18 лет), которые с
удовольствием участвуют исполнении понравившихся песен; учитывая возрастающий в
этом возрасте интерес к музыке, исполняемой под гитару, занятия включают в себя работу
над гитарным аккомпанементом (для желающих).
Формы контроля могут быть различными. Освоение учебного курса не требует, хотя и
не исключает, обязательного владения нотной грамотой и наличия определенного уровня
музыкальных способностей. Итогом работы можно считать выступления учащихся на
гимназических праздниках, участие в районных и городских мероприятиях.
Форма обучения – очная.
Срок освоения – указан в учебном плане и календарном учебном графике настоящей
Программы.
Место проведения занятий – Лермонтова, 11, актовый зал гимназии, кабинет № 435
Информационно-методическое обеспечение. Учебно-методическое обеспечение
реализации программы внеурочной деятельности
1. Программа Л.Л.Алексеевой «Театр песни», Москва, Просвещение», 2009;
2. Программа В.В,Березкиной "Обучение игре на шестиструнной гитаре" (для детей 1016 лет), 2016.
3. Громов Е.С. Природа художественного творчества: книга для учителя. М., 1986.
4. Шевелева Е.И. Человеческий голос как музыкальный инструмент, М., 1996.
5. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: книга для учителя, М., 1981.
6. Голубовский Б.Г. Наблюдения, этюд, образ. М., 1990.
7. Горюнова Л.В. Пение как состояние души. /Искусство в школе. 1994 - №1
8. Новиков Л.А, Искусство слова. М., 1982.
9. Петрова Л.А. О технике речи. М., 1981.
10. Горюнова Л.В. Говорить языком самого предмета… М., 1989.
Электронные ресурсы:
11. http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm Ганелин, Е.Р. Программа обучения детей
основам сценического искусства «Школьный театр».
12. youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc Похмельных,A.A. Образовательная
программа «Основы театрального искусства».
13. http://www.cultcopr.ru
14. http://www.stanislavskymusic.ru
15. http://mxat.ru
16.
Библиотечный фонд
1.
Учебно-методические комплекты (программы, учебники, дидактические
материалы)
2.
Методические пособия и книги для учителя.
3.
Произведения русской и зарубежной классики.
4.
Справочные пособия, энциклопедии по искусству
12
5.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.
1.
Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы.
2.
Электронные библиотеки по музыке.
Технические средства обучения
1.
Экспозиционный экран.
2.
Персональный компьютер.
3.
Образовательные ресурсы
Учебно-практическое оборудование.
Программа осуществляется на базе МАОУ гимназия № 104 по адресу
Лермонтова, 11
Помещение для репетиций: кабинет 435 и актовый зал гимназии,
Кабинет для хранения костюмов, гитар – 306.
парты, столы, стулья,
5 гитар,
пианино,
шумовые музыкальные инструменты (румба, маракасы, треугольник, барабаны),
Песенный репертуар:
1. Народные песни:
« Калинка», «Ой, да не вечер», «Лучина», «Вечерний звон» и др.
2. Песни российских композиторов:
«Песенка о капитане» И.Дунаевский – В. Лебедев-Кумач; «Катюша» М.БлантерМ.Исаковский, «В землянке» К.Листов – А.Сурков, «Темная ночь» Н.Богословский –
В.Агатов, «Нам нужна одна победа» «Часовые любви», Б. Окуджава, «А напоследок я
скажу» А.Петров – Б.Ахмадулина, «Неудачное свидание» А.Цфасман - Б.Тимофеев,
«Карусель- Земля», М.Дунаевсий – Н.Олев, «Замыкая круг» К.Кельми, «Прощальная
песня» Г.Гладков - Ю.Ким, «Прощальный вальс» А.Флярковский - А.Дидуров, «Я тебя
никогда не забуду» А.Рыбников- А.Вознесенский, «Под музыку Вивальди» В.Берковский
– С.Никитин, «Ты у меня одна» «Солнышко лесное» Ю.Визбор, «Песня о друге»,
«Баллада о любви», «Баллада о борьбе» «Братские могилы» В.Высоцкий, «Снимается
кино», «Колоколенка» Л.Сергеев и др.
Аннотация программы «Клуб любителей авторской песни»
Дополнительная общеобразовательная программа «Клуб любителей авторской песни»
относится к программам художественной направленности.
Изучение и сохранение музыкально-поэтического наследия засуживает особого внимания.
Программа «Клуб любителей авторской песни» и параллельное обучение игре на гитаре
является составной частью общего музыкально-поэтического воспитания учащихся.
Учитывая сложность освоения гитары, как музыкального инструмента, программа
составлена по принципу от простого к сложному, давая возможность постепенно
овладевать навыками игры. В зависимости от индивидуальных особенностей,
обучающиеся могут освоить только часть программы, этого будет достаточно для
исполнения песен и романсов с использованием простейших аккордов. Программа
предполагает обучение в песенном жанре, с основной ориентацией на схемное построение
аккордов. Такой подход позволяет сделать обучение более массовым и доступным.
Программа ориентирована на слуховое восприятие материала, что способствует развитию
у обучающихся музыкального слуха и голоса.
13