Приложение № 1
к приказу № 61-О от 11.06.2024 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
об инвентаризационной комиссии
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Гимназия № 104
«Классическая гимназия»
1. Общие положения
1.1.
Инвентаризационная
комиссия
Муниципального
автономного
общеобразовательного учреждения Гимназия № 104 «Классическая гимназия» (далее –
Комиссия) создана для проведения инвентаризаций в Муниципальном автономном
общеобразовательном учреждении Гимназия № 104 «Классическая гимназия» (далее Учреждение).
1.2. Комиссия при организации и проведении инвентаризации руководствуется
статьей 11 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктами 6 и 20
Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов
государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления,
органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных
академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная
Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, Федеральным стандартом
бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика,
оценочные значения и ошибки», утвержденным приказом Минфина от 30.12.2017 №
274, а также Порядком и графиком проведения инвентаризации в Учреждении.
2. Основные задачи Комиссии
2.1. Основными задачами Комиссии являются проведение инвентаризации
имущества, финансовых активов и обязательств Учреждения, в том числе на
забалансовых счетах, сопоставление фактического наличия объектов инвентаризации с
данными бухгалтерского учета, выявление неучтенных объектов, подготовка
документов для списания нефинансовых активов, дебиторской и кредиторской
задолженности.
3. Организация деятельности Комиссии
3.1. Комиссию возглавляет председатель, который:
осуществляет общее руководство работой Комиссии;
распределяет обязанности и дает поручения членам Комиссии, обеспечивает
коллегиальность в обсуждении спорных вопросов;
перед началом инвентаризации подготавливает план работы, проводит
инструктаж с членами Комиссии, ознакомляет членов Комиссии с материалами
предыдущих инвентаризаций, ревизий и проверок;
несет персональную ответственность за выполнение возложенных на
Комиссию задач.
3.1.1 Председатель комиссии обязан:
быть
принципиальным,
соблюдать
конфиденциальность;
профессиональную
этику
и
определять методы и способы инвентаризации;
распределять направления проведения инвентаризации между членами
комиссии;
организовывать проведение инвентаризации согласно утвержденному плану
(программе);
осуществлять общее руководство членами комиссии в процессе
инвентаризации;
обеспечивать сохранность полученных документов, отчетов и других
материалов, проверяемых в ходе инвентаризации.
3.1.2 Председатель комиссии имеет право:
проходить во все здания и помещения, занимаемые объектом инвентаризации,
с учетом ограничений, установленных законодательством;
давать указания должностным лицам о предоставлении комиссии необходимых
для проверки документов и сведений (информации);
получать от должностных и ответственных лиц письменные объяснения по
вопросам, возникающим в ходе проведения инвентаризации, копии документов,
связанных с осуществлением финансовых, хозяйственных операций объекта
инвентаризации;
назначать даты заседания комиссии в пределах срока проведения
инвентаризации;
по согласованию с руководителем привлекать должностных лиц к проведению
инвентаризации;
вносить предложения об устранении выявленных в ходе проведения
инвентаризации нарушений и недостатков.
3.2. Состав Комиссии назначается приказом руководителя Учреждения. Комиссия
должна состоять не менее чем из трех человек: председатель комиссии, заместитель
председателя, секретарь, члены комиссии.
В Комиссию входят:
- специалист по кадрам
- заместитель директора по безопасности
- заместитель директора по информатизации
- специалист отдела бухгалтерского учета филиала – Централизованная бухгалтерия
Железнодорожного района МКУ ЦБ и МТО ОУ г. Екатеринбурга
Специалист отдела бухгалтерского учета филиала МКУ ЦБ и МТО ОУ г.
Екатеринбурга обязательно должен быть членом комиссии с правом голоса, при
проверке:
денежных средств;
иных ценностей, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в
кредитной организации, электронных денежных средств;
расчетов с дебиторами и кредиторами, иных финансовых активов и
обязательств.
Для инвентаризации нефинансовых активов в первый рабочий день года приказом
руководителя Учреждения назначается постоянно действующая комиссия.
Специалист отдела бухгалтерского учета филиала – Централизованная бухгалтерия
Железнодорожного района МКУ ЦБ и МТО ОУ г. Екатеринбурга в постоянно
действующую комиссию не входит.
3.2.1 Члены комиссии обязаны:
быть
принципиальным,
соблюдать
профессиональную
этику
и
конфиденциальность;
проводить инвентаризацию в соответствии с утвержденным планом
(программой);
незамедлительно докладывать председателю комиссии о выявленных в
процессе инвентаризации нарушениях и злоупотреблениях;
обеспечивать сохранность полученных документов, отчетов и других
материалов, проверяемых в ходе инвентаризации;
при невозможности участия в заседании комиссии извещать об этом секретаря
комиссии до начала мероприятия.
3.3 Руководитель Учреждения и проверяемые должностные лица в процессе
контрольных мероприятий обязаны:
предоставить инвентаризационной комиссии оборудованное персональным
компьютером помещение, позволяющее обеспечить сохранность переданных
документов;
оказывать содействие в проведении инвентаризации;
предоставлять по требованию председателя комиссии и в установленные им
сроки документы, необходимые для проверки;
давать справки и объяснения в устной и письменной форме по вопросам,
возникающим в ходе проведения инвентаризации.
3.4. Инвентаризационная комиссия несет ответственность за качественное
проведение инвентаризации в соответствии с законодательством РФ.
3.5. Члены комиссии освобождаются от выполнения своих функциональных
обязанностей по основной занимаемой должности на весь срок проведения
инвентаризации.
3.6. Заседание инвентаризационной комиссии считается правомочным, если в нем
приняло участие не менее двух третей состава ее участников, имеющих право голоса.
В случае равенства голосов определяющим является голос председателя комиссии.
3.7. При проведении инвентаризации финансовых активов и обязательств
в
Учреждении создается рабочая инвентаризационная комиссия, которая руководствуется
в своей деятельности настоящим Положением.
Состав рабочей инвентаризационной комиссии назначается приказом руководителя
Учреждения перед началом каждой инвентаризации. Рабочая инвентаризационная
комиссия должна состоять не менее чем из трех человек: председатель комиссии,
заместитель председателя, секретарь, члены комиссии.
В Комиссию для проведения инвентаризации финансовых активов и обязательств
входят:
- специалист по кадрам
- заместитель директора по безопасности
- заместитель директора по информатизации
- Специалисты отдела бухгалтерского учета филиала – Централизованная бухгалтерия
Железнодорожного района МКУ ЦБ и МТО ОУ г. Екатеринбурга
Ответственным лицом рабочей комиссии указывается один из членов комиссии,
имеющий право голоса при вынесении решения о результатах инвентаризации.
В случае отсутствия ответственного лица рабочей комиссии по уважительной или не
зависящей от него причине, возникшей после начала проведения инвентаризации,
полномочия ответственного лица рабочей группы возлагаются на Председателя
комиссии.
Рабочие инвентаризационные комиссии создаются с оформлением Решения о
проведении инвентаризации (ф. 0510439) (далее – Решение (ф. 0510439).
3.8. Материально ответственные лица в состав Комиссии не входят. При проверке
имущества присутствие материально ответственных лиц обязательно.
3.9. Комиссия проводит инвентаризации:
внеочередные:
– при передаче имущества в аренду;
– при смене материально ответственных лиц;
– при выявлении фактов хищений, злоупотреблений или порчи имущества;
- при выявлении фактов повреждения имущества, не связанных с влиянием
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– в случае стихийного бедствия, пожара, аварий или других чрезвычайных
ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
– при реорганизации или ликвидации;
ежегодные:
– по графику, утвержденному решением (ф. 0510439), в том числе перед
составлением годовой бухгалтерской отчетности;
внезапные инвентаризации кассы:
– по решению руководителя;
в других случаях, предусмотренных законодательством и иными нормативноправовыми документами.
3.10. Проведение инвентаризации имущества возможно с применением
видеофиксации или фотофиксации фактического наличия или отсутствия имущества в
режиме реального времени с присутствием отдельных членов Комиссии или членов
рабочей инвентаризационной комиссии по местонахождению имущества.
4. Полномочия Комиссии при проведении инвентаризации
4.1. Комиссия осуществляет полномочия:
определяет согласно порядку проведения инвентаризации методы (способы)
проведения
инвентаризации
в
отношении
соответствующих
объектов
инвентаризации;
оформляет документально результаты проведения инвентаризации;
рассматривает (в том числе с привлечением на добровольных началах
квалифицированных экспертов) материалы, представленные в ходе инвентаризации;
подводит итоги инвентаризации, в том числе с учетом квалификации
отклонений.
4.2. Основными задачами Комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) при
инвентаризации является:
выявление фактического наличия имущества, неучтенных объектов, недостач,
порчи имущества;
сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского
учета;
выявление признаков обесценения активов;
определение целевой функции актива и статуса объекта учета;
проверка нефинансовых активов и финансовых активов на соответствие
критериям актива;
проверка полноты отражения в учете обязательств.
4.3. В ходе проведения инвентаризации активов и обязательств рабочая
инвентаризационная комиссия дополнительно определяет признаки и устанавливает:
безнадежной к взысканию дебиторской задолженности;
сомнительной задолженности неплатежеспособных дебиторов, в том числе
несоответствия задолженности критериям признания ее активом;
суммы невостребованной в срок (просроченной и (или) неподтвержденной по
результатам инвентаризации) кредиторской задолженности;
суммы переплат доходов (источников финансирования дефицита);
суммы
дебиторской
и
кредиторской
задолженности,
подлежащие
восстановлению на балансовом (забалансовом) учете в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации;
суммы средств во временном распоряжении, которые подлежат перечислению в
доход федерального бюджета, при наличии оснований, установленных
законодательством Российской Федерации;
правовые основания, включая даты исполнения, возникновения расчетов.
5. Порядок работы комиссии и принятия решений
5.1. Комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) при проведении
инвентаризации обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о
фактических остатках основных средств, материальных запасов, денежных средств,
другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность
оформления материалов инвентаризации.
Описи в двух экземплярах подписывают все члены Комиссии (рабочей
инвентаризационной комиссии) и материально ответственные лица.
5.2. Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам
нефинансовых активов (ф. 0504087) применяется для отражения результатов
проведенной в Учреждении инвентаризации объектов нефинансовых активов.
Комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) обеспечивают полноту и точность
внесения в инвентаризационные описи данных о фактических остатках имущества.
Инвентаризационные описи формируются ответственным сотрудником отдела
бухгалтерского учета.
5.3. Инвентаризация имущества проводится по его местонахождению и
ответственным лицам, с которыми заключен договор о полной материальной
ответственности.
При инвентаризации имущества обязательно присутствие ответственного лица, с
которым заключен договор о полной материальной ответственности.
5.4. Комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) при проведении
инвентаризации обеспечивает полноту и точность внесения в инвентаризационные
описи данных о фактических остатках имущества, правильность и своевременность
оформления результатов инвентаризации.
5.5.
При
инвентаризации
объектов
имущества
Комиссия (рабочая
инвентаризационная комиссия) производит осмотр объектов и заносит в описи полное
их наименование, инвентарные номера, проводит сверку инвентарных номеров,
указанных в инвентаризационных описях с данными инвентарного номера, указанного
на объекте имущества.
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то
помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе Комиссии (рабочей
инвентаризационной комиссии) должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе
Комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) (в обеденный перерыв, в ночное
время, по другим причинам) инвентаризационные описи должны храниться в ящике
(шкафу, сейфе) в закрытом помещении.
В исключительных случаях, когда возникает необходимость в выдаче имущества со
склада в процессе инвентаризации, ответственным лицом, с которым заключен договор
о полной материальной ответственности может быть произведен отпуск материальных
ценностей только с разрешения руководителя (уполномоченным им лицом) Учреждения
в присутствии членов Комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии).
Статус объекта учета и целевая функция актива оформляются в
инвентаризационной описи с указанием их наименования в соответствии с Приказами
Минфина от 30.03.2015 № 52н «ОБ утверждении форм первичных учетных документов
и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти
9государственными органами), органами местного самоуправления, органами
управления государственными внебюджетными фондами, государственными
(муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»,
от 15.04.2021 № 61н «Об утверждении унифицированных форм электронных
документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета,
бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических
указаний по их формированию и применению».
При инвентаризации зданий, сооружений, земельных участков комиссия проверяет
наличие документов о закреплении права оперативного управления этими объектами,
иного права владения.
5.6. При инвентаризации нематериальных активов комиссия проверяет:
наличие
документов, подтверждающих права организации на их
использование;
правильность и своевременность отражения нематериальных активов в
балансе.
При инвентаризации прав пользования на результаты интеллектуальной
деятельности комиссия проверяет наличие лицензионных договоров (лицензий), либо
иных документов, подтверждающих существование права на результаты
интеллектуальной деятельности.
По результатам инвентаризации прав пользования на результаты интеллектуальной
деятельности, в целях составления годовой бюджетной отчетности, срок их полезного
использования, в том числе прав пользования на результаты интеллектуальной
деятельности с неопределенным сроком полезного использования уточняется, в случае
изменения факторов и (или) условий их использования, указанных в пункте 27
Федерального
стандарта
бухгалтерского
учета
государственных
стандартов «Нематериальные активы», утвержденного Приказом Минфина России от
15.11.2019 № 181н.
При инвентаризации материальных запасов Комиссия (рабочая инвентаризационная
комиссия) в присутствии материально ответственного лица должна пересчитать,
перевесить или перемерить имеющиеся по месту хранения материальные ценности.
5.7. Инвентаризация кассы производится рабочей инвентаризационной Комиссией
не реже одного раза в квартал, а также в случаях передачи наличных денежных средств
другому сотруднику, временно замещающему кассира.
Плановая инвентаризация кассы производится рабочей инвентаризационной
комиссией перед представлением отчетности. Внеплановые инвентаризации кассы (в
случаях передачи наличных денежных средств другому работнику, временно
замещающему кассира) и внезапные ревизии кассы проводятся на основании Решения
(ф. 0510439).
При проведении инвентаризации кассы проводится полный полистный пересчет
денежной наличности и проверка других ценностей, находящихся в кассе. Остаток
денежной наличности в кассе сверяется с данными бухгалтерского учета по Кассовой
книге (ф. 0504514).
При проведении внеплановой ревизии кассы проводится проверка осуществления
кассовых и банковских операций, условий, обеспечивающих сохранность денежных
средств и денежных документов, полноты и своевременности отражения в
бухгалтерском учете поступления наличных денежных средств в кассу, использования
полученных средств по целевому назначению, соблюдения лимита остатка денежных
средств в кассе.
Проверка фактического наличия бланков строгой отчетности производится по
видам бланков с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков.
Результаты инвентаризация денежных средств в кассе оформляются Актом о
результатах инвентаризации наличных денежных средств (ф. 0510836). Акт (ф. 0510836)
формируется на основании данных Инвентаризационной описи наличных денежных
средств (ф. 0504088) ответственным исполнителем из состава Комиссии (рабочей
инвентаризационной комиссии).
5.8. При инвентаризации показателей учета на забалансовых счетах необходимо, в
том числе, обеспечить сверку (установить):
перечня банковских гарантий, размещенных в Единой информационной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг с показателями забалансового
счета 10 «Обеспечение исполнения обязательств», включая сверку банковских
гарантий, которые не подлежат размещению в реестре банковских гарантий
согласно положениям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд»;
финансовых организаций, выдавших банковские гарантии с Единым
государственным реестром юридических лиц, в части действующих
обязательств поставщиков, подрядчиков, исполнителей;
сроки исковой давности по задолженности, не востребованной кредиторами.
5.9. При инвентаризации расчетов рабочая инвентаризационная комиссия путем
документальной проверки устанавливает:
правильность
расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами,
внебюджетными фондами, другими организациями;
правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы
задолженности по недостачам и хищениям;
правильность и обоснованность сумм дебиторской и кредиторской
задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
Результаты инвентаризации расчетов с родителями, поставщиками, иными дебиторами
и кредиторами, резервов предстоящих расходов, расходов и доходов будущих периодов
направляются:
руководителю Учреждения, в целях принятия мер по взысканию дебиторской
задолженности, в том числе просроченной задолженности, урегулированию
сомнительной задолженности;
руководителю Учреждения в целях урегулирования дебиторской или
кредиторской задолженности по государственным контрактам (договорам), в
том числе не подтвержденной задолженности;
начальнику филиала МКУ ЦБ и МТО ОУ г. Екатеринбурга в целях отражения
результатов инвентаризации в бухгалтерском учете и раскрытию информации
в годовой отчетности, а также урегулирования сумм дебиторской и
кредиторской задолженности совместно с руководителем Учреждения.
5.10. При инвентаризации остатков на счетах учета денежных средств показатели
бухгалтерского учета сверяются с показателями, отраженными в выписке из лицевого
счета.
5.11. По итогам инвентаризации комиссия проводит заседание, которое считается
правомочным, если в нем приняли участие не менее двух третей от общего числа членов
комиссии, имеющих право голоса. Члены комиссии при невозможности участия в
заседании обязаны известить об этом секретаря комиссии до начала заседания.
При отсутствии кворума на заседании председатель назначает новую дату заседания
в пределах срока проведения инвентаризации.
При принятии решения комиссии в случае равенства голосов, голос председателя
комиссии является определяющим.
5.12. В ходе заседания комиссия анализирует выявленные расхождения, предлагает
способы устранения обнаруженных расхождений фактического наличия объектов и
данных бухгалтерского учета.
На заседании комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) оценивает наличие:
а) обстоятельств, указывающих на необходимость принятия решения о списании
имущества – при инвентаризации нефинансовых активов. В частности, оценивает
физический или моральный износ, нарушения условий содержания или эксплуатации,
влияние на состояние имущества аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных
ситуаций, длительного неиспользования имущества или иных причин, которые привели
к необходимости принятия решения о списании имущества. Одновременно комиссия
рассматривает вопрос целесообразности дальнейшего использования имущества,
возможности и эффективности его восстановления, возможности использования
отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов имущества;
б) оснований для возмещения недостачи или ущерба;
в) в отношении активов – фактов несоответствия актива критериям его признания в
бухгалтерском учете;
г) обстоятельств, указывающих на правомерность признания просроченной дебиторской
задолженности сомнительной или безнадежной к взысканию;
д) обязательств, не востребованных в течение срока исковой давности кредитором;
е) оснований для признания в учете выявленных излишков, для выбытия недостающих
объектов с учета или корректировки бухгалтерских данных при пересортице. Основания
для принятия к учету выявленных излишков выясняются в ходе проверки, целью
которой является выявление причин излишков и их собственников. Такую проверку
проводит инвентаризационная комиссия во время инвентаризации, либо комиссия по
поступлению и выбытию активов на основании решения руководителя учреждения;
ж) оснований для обесценения, изменения стоимости объектов.
5.13. Решения принимаются простым большинством голосов от числа
присутствующих на заседании членов Комиссии (рабочей инвентаризационной
комиссии).
Решения и заключения комиссии оформляются в инвентаризационных описях. На
разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине
материально ответственных лиц, в заключениях инвентаризационной комиссии должны
быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не
отнесена на виновных лиц.
6. Оформление результатов инвентаризации и регулирование выявленных
расхождений
6.1. Выявленные расхождения по результатам инвентаризации имущества
обобщаются в Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) и
составляется Акт о результатах инвентаризации (ф. 0510463). Акт подписывается всеми
членами Комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и представляется на
рассмотрение руководителю Учреждения.
6.2. По всем недостачам, излишкам, порчи имущества Комиссия (рабочая
инвентаризационная комиссия) получает письменные объяснения от ответственных
лиц, с которыми заключен договор о полной материальной ответственности. Они
должны быть отражены в инвентаризационных описях (актах). На основании
представленных объяснений и материалов проверок Комиссия определяет причины и
характер выявленных отклонений от данных бухгалтерского учета.
Письменные объяснения направляются председателем Комиссии руководителю
Учреждения.
При необходимости и по согласованию с руководителем Учреждения материалы
инвентаризации направляются председателем Комиссии в судебные органы для
предъявления судебного иска.
6.3. В случае выявления излишков имущества инвентаризационная комиссия
инициирует проверку, целью которой является выявление причин излишков и их
собственников. Такую проверку проводит инвентаризационная комиссия во время
инвентаризации. Если силами инвентаризационной комиссии провести такую проверку
невозможно, председатель комиссии уведомляет об этом руководителя Учреждения в
служебной записке, на основании которой руководитель выносит решение о проведении
проверки вне инвентаризации – комиссией по поступлению и выбытию активов.
6.4. По результатам инвентаризации председатель Комиссии подготавливает
руководителю Учреждения предложения:
по отнесению недостач имущества, а также имущества, пришедшего в
негодность, за счет виновных лиц либо по их списанию;
по оприходованию излишков;
по списанию нереальной к взысканию дебиторской и невостребованной
кредиторской задолженности;
по оптимизации приема, хранения и отпуска материальных ценностей;
другие предложения.
7. Права Комиссии
7.1. Комиссия имеет право:
требовать создания условий, обеспечивающих полную и точную проверку
фактического наличия имущества;
опечатать складские и другие служебные помещения при уходе членов
Комиссии, если инвентаризация проводится в течение нескольких дней.
проходить во все здания и помещения, занимаемые объектом инвентаризации, с
учетом ограничений, установленных законодательством;
ходатайствовать перед председателем комиссии о предоставлении им
необходимых для проверки документов и сведений (информации).
8. Ответственность Комиссии
8.1. Комиссия несет ответственность:
за полноту и точность внесения в инвентаризационные описи (сличительные
ведомости) данных о фактическом наличии (об остатках) объектов инвентаризации;
за правильность указания в инвентаризационных описях (сличительных
ведомостях) признаков нефинансовых и финансовых активов (наименование, тип,
марка и другие признаки);
за сокрытие выявленных нарушений;
за правильность и своевременность оформления результатов инвентаризации.
9. Заключительные положения
9.1. Все изменения и дополнения к настоящему положению утверждаются
руководителем Учреждения.
9.2. Если в результате изменения действующего законодательства России отдельные
статьи настоящего положения вступят с ним в противоречие, они утрачивают силу,
преимущественную силу имеют положения действующего законодательства
Российской Федерации.
9.3. Хранение документов по результатам инвентаризации осуществляется
отделами бухгалтерского учета филиала МКУ ЦБ и МТО ОУ г. Екатеринбурга.