Театральная педагогика

29.10.2024

Театральная педагогика

И тогда вдруг становится ясным, что ШКОЛА – это не здание с классами, рекреациями и большими квадратными окнами, а вся наша жизнь, потому что, как писала в книге «Две жизни» ученица оперной студии К. С. Станиславского К.Е.Антарова:

 «Никто в этой жизни тебе не друг и не враг, но каждый – учитель».

А для того, чтобы состоялся опыт целостного проживания необходимо решить как минимум две проблемы – создать открытую художественно-творческую среду образования[1] и создать со-бытийную ситуацию и со-бытийное сообщество[2].  Для этого необходимо перенести на формирование урока и всей школьной жизни практику построения спектакля: определить цели, задачи, мотивы участников образовательного процесса. Определить тип конфликта, заложенный в материале, и исходя из него построить образовательное действие. Определить жанр. Отобрать самые актуальные предлагаемые обстоятельства, продумать и организовать завязку, кульминацию и развязку.

Школьная театральная педагогика это – система образования, организованная по законам импровизационной игры и подлинного продуктивного действия, протекающих в увлекательных для участников предлагаемых обстоятельствах, в совместном коллективном творчестве учителей и учеников, способствующая постижению явлений окружающего мира через погружение и проживание в образах, и дающая совокупность цельных представлений о человеке, его роли в жизни общества, его отношениях с окружающим миром, его деятельности, о его мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах.

Школы с театральной атмосферой, где театр является предметом всеобщего интереса. Это и интерес к истории и современности театра, это и увлечение любительским самодеятельным театром, где принимают участие много школьников.

В школьной театральной педагогике, обедняются за счёт ГЛАВНОЙ составляющей – за счёт целостной личностной включённости ученика и учителя в образовательный процесс. Все передовые современные модели образования обращены к рацио, к разуму ученика, словно все мы пребываем до сих пор в просветительских иллюзиях относительно устройства Человека. Современная школа, даже самая передовая, игнорирует телесный, чувственный, эмоциональный опыт человека, тем самым игнорируя всю его душевную жизнь, и препятствуя выходу на духовный уровень.

Школьная театральная педагогика (в широком смысле – где вся жизнь – школа непрерывного движения к Образу) может таким образом восполнить тот самый главный дефицит развития Человеческого в Человеке, который убережёт его от превращения в умную машину или в бездуховную тварь. Но это, разумеется, только в том случае, если сообщество Школьных театральных педагогов будет осознавать себя как вечно незавершённое, несовершенное, ученическое и развивающееся.

Задачи литературно-музыкальной студии «Дом хрустальный» Обучающие:

познакомить с основами театральной культуры и грамматики;

• с основами театральной этики;  с кратким курсом истории театра;

сформировать навыки речевой культуры и техники звучащего слова;

• навыки сценического движения и ритмопластики;

обучить приёмам сценического существования через тренинг психофизического аппарата; игровому взаимодействию в заданных предлагаемых обстоятельствах;  приёмам существования в сценической постановке; навыкам художественного оформления студийных спектаклей.

Развивающие:

развивать артистизм и эмоциональные качества; высшие психические функции (память, воображение, творческое внимание, наблюдательность);

наглядно-образное мышление;  коммуникативные навыки общения;

творческие способности

Воспитательные:

• воспитывать интерес к театральному искусству; творческую активность и самостоятельность; чувства меры, стиля, вкуса.

• прививать интерес к чтению специальной и классической литературы;

• формировать навыки коллективного творчества;

• воспитывать культуру поведения и нравственные качества личности: ответственность, чувство товарищества, умение дружить, доброжелательность, терпеливость, способность к сопереживанию, толерантность.

Работа студии включает в себя:

-  репетиционную индивидуальную и групповую деятельность;

- разбор художественного содержания стихов и прозы,  анализ литературных произведений, подбор и подготовка музыкальных номеров: песен, романсов;

- выступления перед сверстниками с чтением стихов, прозы, литературный театр; изготовление декораций, костюмов, реквизита;  совместное посещение спектаклей.

За прошедшие годы собрана видеотека: видеозаписи выступлений обучающихся всех лет, коллекция  которых пополняется постоянно. Создана сценарная база по различным направлениям работы. Силами детей, занимающихся в студии «Дом хрустальный» и кружке «КЛСП» ежегодно проводятся: Концерты ко всем праздничным датам и уроки-концерты по заявкам учителей литературы.

Кроме этого, за период с 2020 по 2025 годы, по моим собственным сценариям, а также по сценариям, созданным в соавторстве с учителями литературы,  и с обучающимися были поставлены следующие «Литературные кафе» и общешкольные праздники:

«Потому что выживания недостаточно...»  по мотивам романа  Сент-Джон Мандел Эмили «Станция 11» и произведениям В. Шекспира

«Волшебный мелок»   по сказочному роману для детей  Синкен Хопп

«Чемодан»  (по рассказам С.Довлатова)

«О чем тоскует мир? О красоте…» 

«Море»     (по произведениям русской и зарубежной  классики)

«Предела нет!»  (по повести-притче Р.Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон)

«Визбор. Песни для друзей»

 «Иван Васильевич меняет профессию» , 2021

 «Море»  , 2022

«Золушка» , 2022

«Предела нет!» 2023

«Визбор. Песни для друзей» 2023

«Зимние сны» 2024

«Окуджава. Песни для друзей»2024

«Ваше величество, Женщина» , 2024

«Юнона и Авось» , 2025

«Высоцкий. Песни для друзей», 2025

Кроме того, к нашим достижениям можно отнести участие в работе городского семинара со спектаклем «Юногна и Авось»,  и статьи в прессе, и просто добрые отзывы выпускников, которые до сих пор приходят на все выступления студии «Дом хрустальный», несмотря на то, что окончили гимназию 5-10-15 лет назад, до сих пор с удовольствием поют вместе с нами и сопереживают новым молодым актерам.

Вывод:  выбранные мною формы, методы и приёмы работы, направленные на создание условий для творческой самореализации обучающихся через участие в литературно-музыкальной студии «Дом хрустальный» принесли определенные плоды.  За последние 4 года мною были подготовлены 33 показа спектаклей – это и литературно- музыкальные композиции, и большие спектакли, и новогодние представления. Кроме того, участники студии принимают активное участие во всех общегимназических мероприятиях: концертах, праздниках, торжественных линейках, выступлениях агитбригад, уроках-концертах и т.д. Для осуществления всех этих мероприятий в содружестве с учителями-словесниками и участниками студии мною были написаны  более 40 сценариев. Итогом данной работы можно считать победы и призовые места на различных конкурсах:

Учебный год

Полное наименование олимпиады, конкурса, фестиваля, соревнования (указать организатора мероприятия)

Уровень и формат участия (региональный, федеральный, международный/очно, заочно, дистанционно)

Участники (человек/ процентов)

Победители, призеры (человек/ процентов)

2020-2021

1-2) XXI  фестиваль детского и юношеского творчества

«Город друзей»

Фестиваль театров, где играют дети,  «Дверь на сцену»

Спектакль «Потому что выживания  недостаточно»

 3) VII Международный

 *I T – T V* конкурса

*Т А Л А Н Т – 2 0 2 1*

Районный/ дистанционно

 

Муниципальный/ дистанционно

     

Международный/ дистанционно

16

   

16

       

16

 

победитель

   

2 место

       

Лауреат

 I степени

2020 -2021

XXII фестиваль детского и юношеского творчества

«Город друзей» конкурс «Живое слово» в номинации «Литературно-музыкальная композиция»

«Стихочехарда»

Районный/ дистанционно

 

12Хочу такой сайт

2 место

средняя группа

2020-2021

XXII фестиваль детского и юношеского творчества

«Город друзей» конкурс «Живое слово» в номинации «Литературно-музыкальная композиция»

«О Вечном»

Районный/ дистанционно

 

16

Победитель

старшая группа

 

2020-2021

XXII фестиваль детского и юношеского творчества

«Город друзей» Конкурс авторской и бардовской песни  «Двенадцатая ночь»

Районный/ дистанционно

 

16

2 место

старшая группа

2020-2021

XXII фестиваль детского и юношеского творчества

«Город друзей» конкурс «Живое слово»

«О Вечном»

Муниципальный/дистанционно

16

2 место старшая группа

2022-2023

1-2) XXIII  фестиваль детского и юношеского творчества

«Город друзей»

Фестиваль театров, где играют дети,  «Дверь на сцену»

«Предела нет!»

3) VIII Международный конкурс  искусства и творчества *ROSSиЯ. RU  - 2023*            «Предела нет!»             

Районный/ очно

   

Муниципальный/очно

       

Международный/ дистанционно

 

30

     

30

       

30

 Победитель

 

Победитель и

Приз за «Лучшую мужскую роль»

 

Лауреат  I  степени

 

2023-2024

Фестиваль творчества детей и молодёжи ТалантФест

конкурс «Живое слово»

«Замок надежды»

 

Районный/очно

 

Муниципальный/очно

 

25

Победитель

 

Призер

 

2023-2024

XVI  Международный телевизионный конкурс «Созвездие талантов- 2024»  «Зимние сны»

Международный/ дистанционно

 

32

Лауреат II степени

2024-2025

Фестиваль творчества детей и молодёжи ТалантФест

Фестиваль театров, где играют дети,  «Дверь на сцену»

 

Районный/очно

   

Муниципальный/очно

 

30

   

30

Победитель и номинация «Режиссёрское решение»

   

Победитель и

номинация «За яркое воплощение классики»

Занятия в студии оказывают воздействие не только на эмоциональное состояние учеников, но и помогают им лучше относится к преподаваемому  мною предмету - химии. Ежегодно,  участники студии отлично сдают ОГЭ и ЕГЭ по этому сложному предмету, участвуют в химических турнирах от городского до Всероссийского уровня.



[1] Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов \ Ред.составитель Н.Б.Крылова, М.: ИПИ РАО, 1995.

Новые ценности образования: культурные модели школ \ Ред.серии Н.Б.Крылова, ред.выпуска Р.М.Люснер, Т.В.Анохина, М.М.Князева, М.: ИПИ РАО, 1997.

[2] Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В.И. Слободчиков. – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - 230 с.

Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. ИнноваторBennet college. М., 1997. С. 177-184.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.10.2025

Дата обновления: 21.10.2025

Дата публикации: 29.10.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».