Театральная педагогика
29.10.2024
Театральная педагогика
И тогда вдруг становится ясным, что ШКОЛА –
это не здание с классами, рекреациями и большими квадратными окнами, а вся наша
жизнь, потому что, как писала в книге «Две жизни» ученица оперной студии К. С.
Станиславского К.Е.Антарова:
«Никто в этой жизни тебе не друг и не враг, но
каждый – учитель».
А для того, чтобы состоялся опыт целостного
проживания необходимо решить как минимум две проблемы – создать открытую
художественно-творческую среду образования[1]
и создать со-бытийную ситуацию и со-бытийное сообщество[2]. Для этого необходимо перенести на
формирование урока и всей школьной жизни практику построения спектакля:
определить цели, задачи, мотивы участников образовательного процесса.
Определить тип конфликта, заложенный в материале, и исходя из него построить
образовательное действие. Определить жанр. Отобрать самые актуальные
предлагаемые обстоятельства, продумать и организовать завязку, кульминацию и
развязку.
Школьная театральная
педагогика это – система образования, организованная по законам
импровизационной игры и подлинного продуктивного действия, протекающих в
увлекательных для участников предлагаемых обстоятельствах, в совместном
коллективном творчестве учителей и учеников, способствующая постижению явлений
окружающего мира через погружение и проживание в образах, и дающая совокупность
цельных представлений о человеке, его роли в жизни общества, его отношениях с
окружающим миром, его деятельности, о его мыслях и чувствах, нравственных и
эстетических идеалах.
Школы с театральной атмосферой, где театр является
предметом всеобщего интереса. Это и интерес к истории и современности театра,
это и увлечение любительским самодеятельным театром, где принимают участие
много школьников.
В школьной
театральной педагогике, обедняются за счёт ГЛАВНОЙ составляющей – за счёт
целостной личностной включённости ученика и учителя в образовательный процесс.
Все передовые современные модели образования обращены к рацио, к разуму
ученика, словно все мы пребываем до сих пор в просветительских иллюзиях
относительно устройства Человека. Современная школа, даже самая передовая,
игнорирует телесный, чувственный, эмоциональный опыт человека, тем самым
игнорируя всю его душевную жизнь, и препятствуя выходу на духовный уровень.
Школьная
театральная педагогика (в широком смысле – где вся жизнь – школа непрерывного
движения к Образу) может таким образом восполнить тот самый главный дефицит
развития Человеческого в Человеке, который убережёт его от превращения в умную
машину или в бездуховную тварь. Но это, разумеется, только в том случае, если
сообщество Школьных театральных педагогов будет осознавать себя как вечно
незавершённое, несовершенное, ученическое и развивающееся.
Задачи
литературно-музыкальной студии «Дом хрустальный» Обучающие:
• познакомить с основами театральной
культуры и грамматики;
• с основами
театральной этики; с кратким курсом
истории театра;
• сформировать навыки речевой культуры и
техники звучащего слова;
• навыки
сценического движения и ритмопластики;
• обучить приёмам сценического
существования через тренинг психофизического аппарата; игровому взаимодействию
в заданных предлагаемых обстоятельствах;
приёмам существования в сценической постановке; навыкам художественного
оформления студийных спектаклей.
Развивающие:
• развивать артистизм и эмоциональные
качества; высшие психические функции (память, воображение, творческое внимание,
наблюдательность);
наглядно-образное
мышление; коммуникативные навыки
общения;
творческие
способности
Воспитательные:
• воспитывать
интерес к театральному искусству; творческую активность и самостоятельность; чувства меры, стиля, вкуса.
• прививать
интерес к чтению специальной и классической литературы;
• формировать
навыки коллективного творчества;
• воспитывать
культуру поведения и нравственные качества личности: ответственность, чувство
товарищества, умение дружить, доброжелательность, терпеливость, способность к
сопереживанию, толерантность.
Работа студии включает в себя:
- репетиционную индивидуальную и групповую
деятельность;
- разбор
художественного содержания стихов и прозы,
анализ литературных произведений, подбор и подготовка музыкальных
номеров: песен, романсов;
- выступления
перед сверстниками с чтением стихов, прозы, литературный театр; изготовление
декораций, костюмов, реквизита;
совместное посещение спектаклей.
За прошедшие годы
собрана видеотека: видеозаписи выступлений обучающихся всех лет, коллекция которых пополняется постоянно. Создана
сценарная база по различным направлениям работы. Силами детей, занимающихся в студии
«Дом хрустальный» и кружке «КЛСП» ежегодно проводятся: Концерты ко всем
праздничным датам и уроки-концерты по заявкам учителей литературы.
Кроме этого, за
период с 2020 по 2025 годы, по моим собственным сценариям, а также по
сценариям, созданным в соавторстве с учителями литературы, и с обучающимися были поставлены следующие
«Литературные кафе» и общешкольные праздники:
«Потому что выживания недостаточно...»
по мотивам романа Сент-Джон
Мандел Эмили «Станция 11» и произведениям В. Шекспира
«Волшебный мелок» по сказочному
роману для детей Синкен Хопп
«Чемодан» (по рассказам
С.Довлатова)
«О чем тоскует мир? О красоте…»
«Море» (по произведениям
русской и зарубежной классики)
«Предела нет!» (по повести-притче
Р.Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон)
«Визбор. Песни
для друзей»
«Иван Васильевич меняет профессию» , 2021
«Море» ,
2022
«Золушка» , 2022
«Предела нет!»
2023
«Визбор. Песни
для друзей» 2023
«Зимние сны» 2024
«Окуджава. Песни
для друзей»2024
«Ваше величество,
Женщина» , 2024
«Юнона и Авось» ,
2025
«Высоцкий. Песни
для друзей», 2025
Кроме того, к
нашим достижениям можно отнести участие в работе городского семинара со
спектаклем «Юногна и Авось», и статьи в
прессе, и просто добрые отзывы выпускников, которые до сих пор приходят на все
выступления студии «Дом хрустальный», несмотря на то, что окончили гимназию
5-10-15 лет назад, до сих пор с удовольствием поют вместе с нами и сопереживают
новым молодым актерам.
Вывод: выбранные мною формы, методы и приёмы работы,
направленные на создание условий для творческой самореализации обучающихся
через участие в литературно-музыкальной студии «Дом хрустальный» принесли
определенные плоды. За последние 4 года
мною были подготовлены 33 показа спектаклей – это и литературно- музыкальные
композиции, и большие спектакли, и новогодние представления. Кроме того,
участники студии принимают активное участие во всех общегимназических
мероприятиях: концертах, праздниках, торжественных линейках, выступлениях
агитбригад, уроках-концертах и т.д. Для осуществления всех этих мероприятий в
содружестве с учителями-словесниками и участниками студии мною были
написаны более 40 сценариев. Итогом
данной работы можно считать победы и призовые места на различных конкурсах:
|
Учебный год |
Полное наименование олимпиады, конкурса, фестиваля, соревнования (указать
организатора мероприятия) |
Уровень и формат участия (региональный, федеральный, международный/очно,
заочно, дистанционно) |
Участники (человек/ процентов) |
Победители, призеры (человек/ процентов) |
|
2020-2021 |
1-2) XXI фестиваль
детского и юношеского творчества «Город друзей» Фестиваль театров, где играют дети, «Дверь на сцену» Спектакль «Потому что выживания недостаточно» 3) VII Международный *I T – T V*
конкурса *Т А Л А Н Т – 2 0 2 1* |
Районный/ дистанционно Муниципальный/ дистанционно Международный/ дистанционно |
16 16 16 |
победитель 2 место Лауреат I степени |
|
2020 -2021 |
XXII фестиваль детского и юношеского творчества «Город друзей» конкурс «Живое слово» в номинации
«Литературно-музыкальная композиция» «Стихочехарда» |
Районный/ дистанционно |
2 место средняя группа |
|
|
2020-2021 |
XXII фестиваль детского и юношеского творчества «Город друзей» конкурс «Живое слово» в номинации
«Литературно-музыкальная композиция» «О Вечном» |
Районный/ дистанционно |
16 |
Победитель старшая группа |
|
2020-2021 |
XXII фестиваль детского и юношеского творчества «Город друзей» Конкурс авторской и бардовской
песни «Двенадцатая ночь» |
Районный/ дистанционно |
16 |
2 место старшая группа |
|
2020-2021 |
XXII фестиваль
детского и юношеского творчества «Город друзей» конкурс «Живое слово» «О Вечном» |
Муниципальный/дистанционно |
16 |
2 место старшая группа |
|
2022-2023 |
1-2) XXIII фестиваль детского и юношеского творчества «Город друзей» Фестиваль театров, где играют дети, «Дверь на сцену» «Предела нет!» 3) VIII Международный конкурс искусства и творчества *ROSSиЯ. RU - 2023* «Предела
нет!» |
Районный/ очно Муниципальный/очно Международный/ дистанционно |
30 30 30 |
Победитель Победитель и Приз за «Лучшую мужскую роль» Лауреат I степени |
|
2023-2024 |
Фестиваль творчества детей и молодёжи ТалантФест конкурс «Живое слово» «Замок надежды» |
Районный/очно Муниципальный/очно |
25 |
Победитель Призер |
|
2023-2024 |
XVI Международный
телевизионный конкурс «Созвездие талантов- 2024» «Зимние сны» |
Международный/ дистанционно |
32 |
Лауреат II степени |
|
2024-2025 |
Фестиваль творчества детей и молодёжи ТалантФест Фестиваль театров, где играют дети, «Дверь на сцену» |
Районный/очно Муниципальный/очно |
30 30 |
Победитель и номинация «Режиссёрское решение» Победитель и номинация «За яркое воплощение классики» |
Занятия в студии оказывают воздействие не только на
эмоциональное состояние учеников, но и помогают им лучше относится к
преподаваемому мною предмету - химии.
Ежегодно, участники студии отлично сдают
ОГЭ и ЕГЭ по этому сложному предмету, участвуют в химических турнирах от
городского до Всероссийского уровня.
[1] Новые ценности образования: тезаурус для учителей и
школьных психологов \ Ред.составитель Н.Б.Крылова, М.: ИПИ РАО, 1995.
Новые ценности образования:
культурные модели школ \ Ред.серии Н.Б.Крылова, ред.выпуска Р.М.Люснер,
Т.В.Анохина, М.М.Князева, М.: ИПИ РАО, 1997.
[2] Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в
концепции развивающего образования / В.И. Слободчиков. – М.: Экопсицентр РОСС,
2000. - 230 с.
Слободчиков В. И. Образовательная среда:
реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности
образования: культурные модели школ. Вып. 7. ИнноваторBennet college. М.,
1997. С. 177-184.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.10.2025
Дата обновления: 21.10.2025
Дата публикации: 29.10.2024